На честном слове и... на одном крыле!..

На честном слове и... на одном крыле!..

Этими словами из знаменитой военной песни Победного, 1945 года (как оказывается, не такого уж и далёкого, на самом деле: история тоже зачастую "заходит на второй круг"!..) начинаем серию публикаций о славных страницах сотрудничества американских и советских авиаторов, авиаконструкторов и военных лётчиков во время Второй мировой войны, 80-летие Великой Победы в которой лидеры всего прогрессивного человечества отпразднуют во время военного парада в Пекине уже 3 Сентября 2025 года.

Военно-техническое сотрудничество Советского Союза и Соединенных Штатов началось уже с первых лет войны, а с начала 1943 года советские авиаторы начали принимать участие в перегоне боевых самолётов из США через территорию Аляски (в рамках программы оказания союзнической помощи, которая получила американское название «ленд-лиз»).

Перелёты осуществлялись регулярными маршрутами, пролегавшими от аэродрома Фэрбанкс (США) до авиабазы Якутск и далее до Красноярска (СССР). По прибытии на конечные пункты самолёты передавались авиационным подразделениям Красной армии для боевого применения на фронтах Великой Отечественной войны. За период с января 1943-го по декабрь 1946-го было передано свыше 8 тысяч единиц американской авиационной техники различных типов — знаменитые истребители P-39 Airacobra (на фото выше), P-40 Warhawk, бомбардировщики B-25 Mitchell (см. далее по тексту) и другие модели.

Особое внимание заслуживает деятельность советских лётчиков-испытателей и пилотов, обеспечивавших доставку техники в экстремальных климатических условиях Арктики и Сибири. Среди наиболее известных участников программы были Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб и Сергей Иванович Ильюшин (Илларионов), совершившие сотни полётов в тяжелейших погодных условиях. Особенно тяжёлой была зима 1943–1944 годов, когда температура воздуха регулярно опускалась ниже -57 градусов Цельсия, достигая значений до -65 °C. В условиях крайне низких температур экипажи столкнулись с серьёзными техническими проблемами: отказывала авиационная гидравлика, нарушалось функционирование приборов навигации, замерзали рабочие жидкости гидросистем, усложнялось управление машинами.

North American B-25 Mitchell - WWII Era Medium Altitude Bomber

Несмотря на суровые условия, регулярные перелёты продолжались без перерывов. Советские военные лётчики и американские авиамеханики выполняли свою работу профессионально и оперативно, обеспечивая бесперебойную поставку лучших американских самолётов Советской стороне. Их опыт и самоотверженность позволили значительно ускорить процесс поступления современной боевой авиации в Красную армию.

Таким образом, выполнение заданий по перегону самолётов стало важной частью военного сотрудничества между двумя странами в годы Второй мировой войны, способствуя укреплению обороноспособности Советского Союза и повышению эффективности ведения воздушных операций против нацистской Германии и её сателлитов.



Еще новости на эту тему:
Поздравляем с Днём знаний: желаем всем смелости, сил и упорства для новых открытий, для новых побед и достижений!!!
Прогрессивное человечество уже не первый год отмечает Всемирный День защиты слонов: традиционно, участвуем сами и призываем присоединяться всех неравнодушных!!!
Поздравляем всех клиентов, коллег и деловых партнёров с Днём защитника Отечества - начинаем "анти-санкционную" Акцию-2024 на отрезные диски из Поднебесной: для станков FP, O+P, MANULI, TONE & UNIFLEX!
Гарантия качества Логистика и доставка Обеспечение запасов Консультации и поддержка
Адрес
Беларусь, BY-222520, Борисов, ул. Почтовая 34 - офис 10.
© 2025 ІП Шаўчэнка Ў.Ў. - 2011/25: 191338485
Сайт работает на платформе Nestorclub.com