Советские "бетон-самолеты" непобедимы: и в воздухе, и на земле!

10 января 1943 года в газете "Известия" было опубликовано обращение авиаконструктора Cергея Владимировича Ильюшина к Сталину:
"Дорогой Иосиф Виссарионович!
Желая помочь нашей героической Красной Армии быстрее разгромить и уничтожить немецко-фашистские банды, я внес в Московскую областную контору Госбанка 75 000 рублей и 1 февраля 1943 года внесу еще 35 000 рублей на строительство авиасоединения "Москва".
Теперь становится понятно, каким образом штурмовик Ил-2 (на фото справа) авиаконструктора С.В. Ильюшина (академика АН СССР, генерал-полковника инженерно-технической службы, трижды Героя Социалистического труда) стал самым массовым военным самолётом за всю историю авиации: с 1941 по 1945 год было выпущено 36 183 таких самолёта различных модификаций (серийно Ил-2 производился на 4 заводах, наибольшее количество был выпущено в Куйбышеве: 26 888 машин).
Двухместный штурмовик Ил-2 - наряду с легендарными танком Т-34 и реактивной установкой залпового огня «Катюша»! - стал одним из символов победы Красной Армии во Второй мировой войне в целом, и в Великой Отечественной войне, прежде всего. Закованный в броню самолет, вооруженный пушками и пулеметами, мог нести реактивные снаряды и бомбы, нанося на поле боя невосполнимый урон живой силе и технике противника.
Таким образом, ВВС Красной Армии уже к середине 1944 года обладали стратегическим преимуществом над пресловутыми "железными орлами "люфтваффе", безбожно завышавшими количество своих побед (сбил 4-моторный самолет противника - записал на свой счет 4 самолета: никаких подтверждений "с земли" немецкое командование от своих воздушных асов не требовало). Генерал "люфтваффе" Вальтер Швабедиссен отмечал: "Советские штурмовики летали в любую погоду, включая дождь и снег, и ни ветер, ни шторм, дождь или низкие температуры не препятствовали их действиям. Немецкие войска боялись Ил-2, которые летали постоянно, несмотря на неблагоприятные погодные условия, и причиняли заметный ущерб войскам на марше". Немецко-фашистский авианачальник признавал: «Агрессивность советских летчиков-штурмовиков также заслуживает особого упоминания. То хладнокровие, с которым они осуществляли свои атаки, было просто удивительным. В результате всего этого советская штурмовая авиация успешно поддерживала боевой дух своих наземных войск и много сделала для того, чтобы добиться успехов в наступлениях».
За свою устойчивость в воздушном бою Ил-2 получил от летчиков "люфтваффе" прозвище Betonflugzeug («Бетонный самолет»), а солдатня вермахта в ужасе называла легендарный советский штурмовик "der Schwarze Tod" («Черная смерть»).
Помимо ударов по бронетехнике и огневым точкам на переднем крае, советские штурмовики активно работали по ближним тылам противника, атакуя железнодорожные составы и механизированные колонны, двигающиеся по шоссе. Неоценимый вклад в победу «Ильюшины» внесли в разгром врага в ходе операции «Багратион» летом 1944-го в Беларуси, включая Белостокскую и Виленскую области.
Советский авиаконструктор Яковлев, являвшийся в годы Великой Отечественной войны заместителем наркома авиапрома СССР по новой технике, писал об Ильюшине: "Мысль о создании бронированного штурмовика — истребителя бронетанковой техники и живой силы противника с воздуха — не пришла в голову ни одному авиационному конструктору мира, кроме Ильюшина. Уничтожать танки противника на марше, на подходе к фронту, на исходных рубежах легче и эффективнее, чем на поле боя, потому что они не так рассредоточены. Эту замечательную идею Ильюшин и воплотил в своем самолете".
С.В. Ильюшин сыграл ключевую роль и в становлении отечественного гражданского самолётостроения после Великой Отечественной войны. Его конструкторское бюро разработало ряд значимых проектов, направленных на замену импортной техники и создание собственного парка воздушных судов: под руководством Ильюшина был разработан Ил-12 — первый советский самолет гражданской авиации послевоенного периода, созданный уже в конце войны и получивший широкое распространение вскоре после её окончания.
После завершения военных действий остро встал вопрос замещения зарубежных самолётов американского производства компании Douglas DC-3 («Дуглас»), которые активно эксплуатировались в Советском Союзе до войны. Необходимость обеспечения безопасности полётов и независимости от иностранных поставок обусловила решение создать отечественный аналог: именно тогда была запущена программа разработки самолёта Ил-18, который стал символом советской гражданской авиации конца 1950-х - начала 1960-х гг., заменив американские самолёты и обеспечив основу советского авиапарка на десятилетия вперёд.
Помимо Ил-18, КБ Ильюшина также предложило проект широкофюзеляжного турбореактивного самолета Ил-62 для дальнемагистральных маршрутов и международного сотрудничества: именно он стал первым советским "флагманским" лайнером, способным на беспосадочные (!) межконтинентальные перелеты. Этот уникальный воздушный транспортный комплекс успешно выпускался и применялся вплоть до XXI века (годы выпуска: 1966 - 2004 гг.)